Реклама
Философы
Дидро Дени
Дидро (Diderot) Дени (1713-84), французский философ-просветитель, писатель,
иностранный почетный член Петербургской АН (1773). Основатель и редактор
'Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел' (тома 1-35,
1751-80). В философских произведениях - 'Письмо о слепых в назидание зрячим'
(1749), 'Мысли об объяснении природы' (1754), 'Сон Д"Аламбера' (1769, издание
1830), 'Философские принципы материи и движения' (1770, издание 1798), будучи
сторонником просвещенной монархии, выступал с непримиримой критикой абсолютизма,
христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм)
материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в основном в традициях
реалистически-бытового романа Просвещения (проникнутый народным жизнелюбием и
житейской мудростью роман 'Жак-фаталист', 1773, издание 1796; антиклерикальный
роман 'Монахиня', 1760, издание 1796; остроумие, диалектическая, не без
циничного оттенка, игра ума - в романе 'Племянник Рамо', 1762-79, издание 1823).
Труды о народном образовании.
Юность. Годы учения
Мать Дидро, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника (и сестрой
каноника), а отец - Дидье Дидро - ножовщиком. По желанию семьи юный Дени готовил
себя к духовной карьере, в 1723-28 учился в лангрском иезуитском коллеже, а в
1726 стал аббатом. В этот период он был религиозен, часто постился и носил
власяницу. В 1728 или 1729 Дидро прибыл в Париж для завершения образования. По
некоторым свидетельствам, он учился там в янсенистском коллеже д"Аркур, по
другим - в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро
посещал оба этих учебных заведения и что именно взаимные нападки иезуитов и
янсенистов отвратили его от избранной стези. В 1732 он получил магистерскую
степень на факультете искусств Парижского университета, подумывал сделаться
адвокатом, но предпочел свободный образ жизни.
Брак. Начало творческой деятельности
В 1743 Дидро женился на Анне-Туаннете Шампьон, содержавшей вместе с матерью
полотняную лавку. Брак не мешал ему увлекаться другими женщинами. Наиболее
глубокое чувство он испытал к Софи Воллан, с которой познакомился в середине
1750-х годов; привязанность к ней он сохранил до самой смерти. Первое время
после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743-48 он перевел с английского
'Историю Греции' Т. Стениана, 'Опыт о достоинстве и добродетели' Э. Э. К.
Шефтсбери, 'Медицинский словарь' Р. Джеймса. Тогда же были написаны первые его
работы, свидетельствовавшие не столько о зрелости, сколько о смелости
начинающего автора: 'Философские мысли' (1746), 'Аллеи, или прогулка скептика'
(1747, опубликована), 'Нескромные сокровища' (1748), 'Письма о слепых в
назидание зрячим' (1749). Судя по ним к 1749 Дидро уже был деистом, а затем
убежденным атеистом и материалистом. Вольнодумные сочинения Дидро послужили
причиной его ареста и заключения в Венсеннский замок (июль - октябрь 1749).
Дидро и энциклопедия
В начале 1740-х у парижского издателя А. Ф. Ле Бретона появилась идея перевести
на французский язык 'Энциклопедию, или Всеобщий словарь ремесел и наук'
англичанина Э. Чемберса. Ле Бретон и его компаньоны (А. К. Бриассон, М. А. Давид
и Дюран) после неудачного опыта с первым главным редактором - аббатом Ж. П. Де
Гуа де Мальвом - решились в 1747 доверить свое начинание Дидро и Д"Аламберу.
Неизвестно, кому в точности - Дидро, Д"Аламберу или аббату де Гуа - принадлежала
идея отказаться от публикации слегка измененной версии английского словаря и
подготовить самостоятельное издание. Но именно Дидро придал 'Энциклопедии' тот
размах и полемический запал, который сделал ее манифестом эпохи Просвещения.
На протяжении последующих 25 лет Дидро оставался во главе разросшейся до 28
томов (17 томов статей и 11 томов иллюстраций) 'Энциклопедии', которую ему
удалось провести через все рифы.
А их было не мало: и уже упомянутое тюремное заключение в 1749, и приостановка
публикации в 1752, и кризис в 1757-59, приведший к уходу Д"Аламбера и временному
запрету издания, и фактическая цензура последних 10 томов Ле Бретоном. В 1772
первое издание 'Энциклопедии' было в основном завершено; в ней сотрудничали,
помимо Дидро (он написал ок. 6000 статей) и Д"Аламбера, такие гении Просвещения,
как Руссо, Вольтер, Монтескье, Гольбах. Кроме того, статьи по конкретным
разделам писали мастера и знатоки своего дела: скульптор Э. М. Фальконе,
архитектор Ж. Ф. Блондель, грамматики Н. Бозе и С. Ш. Дю Марсе, гравер и
рисовальщик Ж. Б. Папийон, естествоиспытатели Л. Добантон и Н. Демаре, экономист
Ф. Кенэ. Итогом явился универсальный свод современных знаний. При этом в статьях
на политические темы ни одной из форм правления не отдавалось предпочтения,
похвалы Женевской республике сопровождались оговоркой о том, что такая
организация власти подходит лишь стране с небольшой территорией. Одни статьи
(точнее, их авторы) поддерживали ограниченную монархию, другие - абсолютную,
видя в ней гаранта всеобщего благоденствия.
За подданными признавалось право сопротивляться деспотам, а королям вменялось в
обязанность подчиняться закону, отстаивать веротерпимость и помогать бедным.
Критикуя образ жизни вельмож, 'Энциклопедия' признавала ,однако, необходимость
социальной иерархии в обществе (статья 'Роскошь' Ж. Ф. де Сен-Ламбера). Буржуа
критиковались за жадность и тягу к приобретению должностей, а откупщики и
финансисты признавались паразитической частью третьего сословия. Желая
содействовать облегчению участи простого народа, энциклопедисты не призывали,
однако, к установлению демократии во Франции; они обращались именно к
правительству, когда говорили о необходимости справедливого налогообложения,
реформы образования, борьбы с нищетой.
Дидро-философ
В 1751 Дидро опубликовал 'Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит'
рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов. В
'Мыслях об объяснении природы' (1753), созданных по образу и подобию 'Нового
Органона' Ф. Бэкона, Дидро с позиций сенсуализма полемизировал с
рационалистической философией Декарта, Мальбранша и Лейбница, в частности с
теорией врожденных идей, видя в накопленных к концу 18 в. научных знаниях
(открытия Бернулли, Эйлеров, Мопертюи, Д"Аламбера, Бюффона и др.), основу
нового, опытного истолкования природы.
Дидро - литератор и художественный критик
В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы - 'Побочный сын или Испытания
добродетели' (1757) и 'Отец семейства' (1758). Отказавшись в них от нормативной
поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой ('мещанской') драмы
изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской
обстановке. Главные художественные произведения Дидро - повесть 'Монахиня'
(1760, изд. 1796), роман-диалог 'Племянник Рамо' (1762-1779, издан Гете на нем.
яз. в 1805, на франц. яз. вышел в 1823), роман 'Жак-фаталист и его хозяин'
(1773, изд. на нем. яз. в 1792, на франц. яз. в 1796) - остались неизвестными
многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют
рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также
отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и
церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим
идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
Провозглашенные Дидро философские и эстетические принципы проявляются и в его
отношении к изобразительному искусству. Обзоры парижских Салонов Дидро помещал с
1759 по 1781 в 'Литературной корреспонденции' своего друга Ф. М. Гримма,
рукописной газете, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и
владетельным князьям. 'Салоны' Дидро также не были напечатаны при его жизни; они
выходили постепенно в 1795-1857 и лишь в 1875-77 были впервые собраны воедино в
собрании его сочинений .
Дидро и Россия
Екатерина II, едва вступив на престол, предложила Дидро перенести в Россию
издание 'Энциклопедии', испытывавшее немалые трудности во Франции. За жестом
императрицы скрывалось не только желание упрочить свою репутацию, но и
стремление удовлетворить интерес российского общества к 'Энциклопедии'. В России
вышли на протяжении 18 в. 25 сборников переводов из 'Энциклопедии'.
Отклонив предложение Екатерины II, Дидро не лишился ее благосклонности. В 1765
она приобрела его библиотеку, выплатив ему 50 тыс. ливров и предоставив право
пожизненного хранения книг в своем доме в качестве личного библиотекаря
императрицы.
В 1773 Дидро по приглашению Екатерины II посетил Россию. Он прожил в Петербурге
с октября 1773 по март 1774, был избран иностранным почетным членом
Петербургской Академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений,
посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации.
Скептические высказывания в его 'Замечаниях' на наказ Екатерины II (целиком
изданы в 1921) вызвали ярость Екатерины (рукопись была доставлена в Петербург
уже после смерти философа).
Название: Дидро Дени
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-24
Просмотрено 5575 раз