Реклама
Философы
Мо Цзы
Великий китайский ученый, специалист в области социальной этики; ярый
противник Конфуция. Основной тезис учения Мо-Цзы о "всеобщей любви и взаимной
выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей.
Взгляды мыслителя и его учеников собраны в книге "Мо-цзы".
Достоверных данных о датах жизни Мо-цзы не сохранилось. Однако все источники
сходятся на том, что он жил и творил не позднее V века до н. э. Если верить
утверждению древнекитайского историка Сыма Цяня, что Мо-цзы жил после Конфуция,
то исторические рамки активной деятельности мыслителя, вероятно, ограничиваются
периодом с 60-х годов V века до рубежа V-IV веков до н. э., то есть примерно
60-ю годами. Следовательно, можно утверждать, что основатель школы моцзя прожил
долгую жизнь, около 80 лет.
Место рождения Мо-цзы также точно не известно. Но большинство авторов считает
местом его рождения царство Лу. Мо-цзы происходил из семьи ремесленников, был
хорошо образован. Ученики называли его "учителем учителей Мо" (Цзы Мо-цзы), или
просто Мо-цзы - "Учитель Мо". Имя философа Ди.
Он был знаком со всеми достижениями культуры своего времени, знал народные песни
и придворные оды, составившие впоследствии "Книгу песен" ("Шицзин"), а также
содержание исторических анналов "Шаншу".
В книге "Хуай Нань-цзы" говорится, что Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция,
так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это
приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и
землепашцев богатства и делало их нищими".
Мо-цзы, вышедший из низов, хорошо знал их жизнь. Даже когда мыслитель добился
широкой известности и был окружен почетом и уважением сотен учеников, он
оставался скромным и требовательным к себе, до конца своих дней учился. Мо-цзы
всегда был готов пойти туда, где людям требовалась помощь, его отличала
постоянная готовность к самопожертвованию.
Как глава школы моистов он в середине V века до н. э. приобрел огромную
известность и авторитет. Это позволяло ему в беседах с правителями и знатью
держаться независимо, с большим достоинством. Он призывал своих последователей
постоянно учиться, воспитывал их в духе преданности принципам самоотверженного
служения справедливости.
Исторические свидетельства рисуют Мо-цзы не только как великого мыслителя, но и
как оратора и выдающегося дипломата.
Мыслитель умел обращать формулировку противника против него самого, в чем
прослеживается сходство с манерой ведения спора Сократом.
Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на
конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен,
опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в
частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода.
Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в
том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или
предложения.
Рассуждения и высказывания Мо-цзы отличаются всесторонностью и глубиной,
интересными сравнениями, неожиданными аналогиями и параллелями.
Язык Мо-цзы отличается от языка Конфуция своей простотой. Мо Ди следил главным
образом за строгостью развития мысли и ясностью ее, а не гнался за внешней
многозначительностью. Все рассуждения Мо-цзы основываются на вере в правоту тех
принципов, которые он отстаивает.
Чтобы более успешно бороться за претворение в жизнь своих принципов, моисты
создали организацию со строгой иерархией и железной дисциплиной. Целью их
"ордена" была борьба за соблюдение чистоты "учения Мо" и распространение его в
Поднебесной. Главным средством достижения своей цели моисты, как и последователи
других идейных течений, считали убеждение "сильных мира сего".
Незыблемым для моистов был закон братства и взаимопомощи, вытекающий из
принципов "всеобщей любви" и "взаимной выгоды". Взгляды Мо-цзы изложены в
"Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданном его учениками. До нас дошли 53 главы
из 71. Мо-цзы провозглашал "всеобщую любовь", "отрицание нападений", "почитание
единства", "почитание мудрости", "экономию в расходах", "экономию при
захоронениях", "отрицание музыки и увеселений", "отрицание воли Неба", "желания
неба" и "духовидение".
Мо-цзы считал, что в основе происходящих в Поднебесной больших бедствий лежит
"взаимное разъединение", то есть разделение на родственников и чужих, близких и
далеких, их различные интересы. Это неизбежно порождает "взаимную ненависть".
Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную
бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и
взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду
требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как
на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы
были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на
самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к
"взаимной выгоде". Если все люди в Поднебесной будут взаимно любить друг друга,
сильный не будет обижать слабого, многочисленные богатые притеснять бедных,
знатные кичиться перед незнатными, хитрые обманывать глупых, в общем, если "в
Поднебесной царит всеобщая взаимная любовь, в ней порядок, а если царит взаимная
ненависть, в ней происходят беспорядки". Таково содержание выдвинутого Мо-цзы
понятия "объединение для замены разъединения".
Мо-цзы утверждал: "Попытаться словами других философских школ опровергнуть мои
рассуждения, это все равно, что яйцом пытаться разбить камень. Если даже
перебьют до конца все яйца в Поднебесной, то камень останется таким же, он не
разрушится".
Название: Мо Цзы
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-24
Просмотрено 6432 раз