Реклама
Политическая философия
Политическая философия Аполлона Майкова
А.Н. Майкова-замечательный русский поэта.Кроме поэтического творчества он
интересен как политический публицист и писатель славянофильского направления
мысли. Мало кто знает, что он написал в духе панславизма, во многом
поддерживаемый Ф.И. Тютчевым, статью "Всеславянство", опубликованную в
славянофильском издании "Беседа" в 1871 году. Сам Майков называл себя духовным
крестником Ф.И. Тютчева.
А.Н. Майков родился 23 мая \ 4июня 1821 года в дворянской семье. Поэт
воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. В 1837- 41годах
Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. С 1844 года
- помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни -
цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. При этом он
неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.
В 1837-41 г.г. учился на юридическом факультете Петербургского университета. С
1844 года он стал помощником библиотекаря при Румянцевском музее, а с 1852 года
и до конца своей жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, т.е. в
том самом месте где служил его друг Ф.И. Тютчев и чей пост председателя этого
цензурного ведомства он блестяще заменил после отставки последнего
В 1852 году Майков женится на русской немке лютеранского вероисповедания Анне
Ивановне Штеммер (1830 - 1911). У них было четверо детей: из них до
совершеннолетия дожили только трое сыновей: самый известный из них Аполлон был
один из ведущих публицистов черносотенного движения в начале ХХ века.
В октябре 1852 года Майков определился в Петербургский комитет иностранной
цензуры исполняющим обязанности младшего цензора. При том что служба была
сложной и трудной, поэт полюбил её, особенно тогда, когда по его совету
председателем комитета назначили его друга и другого великого русского поэта
Ф.И. Тютчева, а в 1860-м году секретарём стал Я.П. Полонский. В 1875 году он сам
возглавил комитет. "Мне ничего более не надо: я и умереть хочу, как и Тютчев, в
дорогом моему сердцу комитете" - однажды признался Аполлон Николаевич. В итоге
он в этом ведомстве проработал 45 лет, т.е. до самой смерти. Как глава учёного
комитета иностранной цензуры Майков состоял также членом учёного комитета
Министерства народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его чл.- к
по отделению русского языка и словесности, а Киевский ун-т почётным членом.
В это время его взгляды резко меняются: он всё больше и больше склоняется к
почвенническим и славянофильским идеям, не совсем соглашаясь с окончательными
выводами о петровской эпохе старых славянофилов. При этом он полностью
соприкасался с идеями Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева. Но
всё-таки огромную роль в изменении позиции поэта в отношении к роли и места
России в мире сыграло прежде всего его общение и дружба с Ф.И. Тютчевым.
"Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, - отмечает Майков, всё
скреплённою пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями,
окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мир,
Россию и её судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли,
на коем стою и теперь и на коем воспитываю своё семейство". И этот самый устой
спас самого Майкова от нигилизма и атеизма. Вот как он сам заканчивает своё
письмо из Константинополя своему приятелю М.Л. Златковскому: "Напротив, сам
вывел (устой -С.Л) многих из мрака и шатания. Таким образом, завершился период
исканий правды в философии, религии, политике. Нравственная евангельская правда
одна с малолетства не была поколеблена, плюс некоторые фамильные предания. Когда
всё это установилось и отошло на задний план, тогда только началось настоящее
творчество, в связи отчасти с непредвидимыми событиями жизни, отчасти с ходом
внутренней работы мысли".
Крымская война 1853-56 годов всколыхнула патриотические и монархические
чувства Майкова. В самом начале 1855 года вышла небольшая книжка его стихов
"1854-й год" (СП - б.). Сама война, настроение, охватившее русское общество
столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей
которого достиг полной зрелости.
После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией "Москвитянина",
поздними славянофилами и "государственниками". На почве славянофилов, но с
твёрдой идеей государства, с признанием послепетровской истории Майков
становится сторонником идей М.П. Погодина, М.Н. Каткова, Ф.И. Тютчева.
В ноябре 1857 года Майков назначен делопроизводителем Временного комитета по
пересмотру цензурного устава, а августе 1858 года Морское министерство
пригласила Аполлона Николаевича приинять участие в экспедиции на корвете "Баян"
в Грецию. Корвет долго оставался а Ницце, Рагаузе, Палермо, Неаполе. Отсюда
возник "Неаполитанский альбом (Мисс Мэри)" (1858). В нём он великолепно отразил
черты красивой страсти, вольного веселья Италии, к которым остался неравнодушным
поэт. Посещение Испании отразилось в исторической балладе "Исповедь королевы".
Готовясь же к этому плаванию поэт изучил новогреческий язык. Однако, в Грецию в
итоге "Баян" так и не попал, но Майков в 1858-62 написал большой цикл "Новогреческих
песен". В них он воспевает героев маленького, но героического и православного
народа, отстаивающего свою веру, свободу в постоянной борьбе с угнетателями -
турками. В целом их можно назвать бесхитростными, но в них прекрасно выражен дух
народа, его настроение и своеобразная мудрость, они при этом также полны
прелестной искренности, настроения и тихой прелести. Кроме этого, в дальнейшем
он ездил в Германию, Францию, Турцию, где лечился и навещал своих сыновей.
Но больше всего его влекли духовные черты прошлого России, стойкость родного
народа, подвиги и страдания "двух сил", шедших рука об руку в государственном
деле: князя народа, вождей земли, многолетняя судьба строителей русского
государства, видевших на своём веку столько страданий ради любви к народному
краю. Все эти величественные картины прошлого с большим внутренним подъёмом
рисует Майков. Христианское настроение русской души часто воодушевляло Аполлона
Николаевича, при этом давая пищу для его вдохновения. Он благоговейно относился
к набожности русского народа и с горячей любовью говорил о его храмах, обителях,
святителях, благочестивых князьях и подвижниках русской земли.
Глубоко верующий христианин в личной жизни и вполне уяснивший себе значение
христианства, Майков таким же христианином отразился и в своих произведениях,
изумительно при этом воспевая родную природу, века и народы, а также те
исторические события, которые сопровождали как Россию, так и другие страны.
Сумев своей чуткой душой понять не только события, но и вполне уразуметь их
истинный смысл, Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался
"вознестись к высшему религиозному началу и в нём слиться со своим народом".
Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе христианским царством и
хранительницей истинного христианского духа".
В этой связи вполне естественно Майков проявлял интерес к древнерусской истории
и славянскому фольклору. Это помогло создать ему один из лучших поэтических
переводов "Слова о полку Игореве" (1866-70). Его перевод был признан образцовым
многими знатоками древнерусской литературы (в частности Ф.И. Буслаевым, Н.С.
Тихонравовым, А.Н. Афанасьевым). Будучи истинным знатоком изящного, Майков как
нельзя лучше проникнулся поэтической стороной "Слова...", в которой видит и
реальность красок и их жизненность. При этом, поэт старался сохранить слова и
выражения подлинника. Сам Аполлон Николаевич называл этот четырёхлетний период
перевода "Слова.." "вторым университетом".
На смену беззаботности, аристократического эпикуризма, стремления к
наслаждению жизнью выступают думы о подвигах духа, размышления о высших вопросах
человеческого бытия. Здесь как бы совершается своего рода превращение: Аполлон
Николаевич всё более проникается религиозным духом, всё ярче отражает
христианские воззрения и идеалы, в общем можно говорить о том, что поэт образов
уступает место поэту-мыслителю. Самосозерцание, вдумчивость, размышление над
сущностью жизни, скорбные думы о многих явлениях современности - вот основное
содержание большинства сочинений Майкова этого периода.
В 1882 году была полностью опубликована лирическая драма "Два мира", ранняя
редакция которой вышла в 1872 году. Сам поэт считал это произведение главным
трудом своей жизни, основными вехами которой являются "Олинф и Эсфирь", "Три
смерти" и "Смерть Люция".
В 1883 году вышло 4-е собрание сочинений Майкова - трёхтомное "Полное собрание
сочинений А.Н. Майкова". В апреле 1888 года русское общество отпраздновало
50-летний юбилей его творческой деятельности. Александр III произвёл поэта в
тайные советники и увеличил его пенсию. В дни юбилея Майков в общественном
сознании являлся не только как преемник А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, но и как
последовательный монархист, консерватор и "государственник", являя тем самым
реальную силу в противодействии революционному движению. Может быть и поэтому
его имя до сих пор предано забвению. И в этой связи вполне закономерна реакция
В. Соловьёва на его изумительное по своему духу патриотизма стихотворению "У
гроба Грозного", где царь оправдывает свою жестокость и казни бояр интересами
государства, православия и народа и называет себя зачинателем дел, которые были
продолжены другими русскими царями. Соловьёв же упрекнул Майкова в том, что он
"лукавыми словами... злую силу воспевал". Не больше, не меньше!
В стихах 80-90-х годов у Аполлона Николаевича видны прекрасные афоризмы, такие,
как например: "Чем глубже скорбь, тем ближе Бог", "Поэзия - венец познания",
"Выше всех веков - есть Вечность!" и т.д.
В быту Майкову был присущ тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Будучи по
своему характеру отзывчивым и добрым, он постоянно поддерживал молодых
литераторов, а также однажды, проживая на даче у станции Сиверской, он стал
председателем попечительского совета при местной Петропавловской церкви при этом
заботясь о постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя много времени и
денег.
27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу уж слишком легко одетым, вскоре
заболел и через полтора месяца (20 марта) умер. Он был похоронен в Петербурге на
кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря. Почти целый век этот
замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за того, что был
консерватором.
Название: Политическая философия Аполлона Майкова
Раздел: Политическая философия
Дата: 2006-01-25
Просмотрено 6560 раз