Реклама
Философия стран >> Индия
Природа индийской философии
Философия в самом широком
этимологическом смысле означает 'любовь к знанию'. Она стремится познать
вещи, которые прямо или к освенно затрагивают человека. Какова действительная
природа человека? В чем смысл его жизни? Какова природа мира, в котором он живет?
Существует ли творец этого мира? Как должен жить человек в свете познания самого
себя, мира и бога? Вот некоторые проблемы, взятые наугад из ряда проблем,
волнующих человеческий ум во всех частях света с самого начала цивилизации.
Философия имеет дело с проблемами этого рода. Поскольку целью философии является
познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть
'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме
непосредственного осознания истины.
Обращаясь к истории европейской философии, мы видим, что по мере роста знаний
один человек имеет все меньше и меньше возможностей охватить весь круг научных
проблем.
Возникает необходимость разделения труда, специального изучения частных проблем,
и группа людей посвящает себя какой-либо одной проблеме или нескольким связанным
между собой проблемам. Так возникли различные специальные науки. Физика, химия,
ботаника, астрономия, геология и другие науки изучали мир каждая со своей
стороны. Физиология, анатомия и ряд других медицинских наук занялись изучением
человеческого тела. Предметом психологии явилось изучение умственных
способностей человека. Таким образом, тщательное изучение многих частных
проблем, ко-торыми первоначально занималась философия, стало предметом
специальных наук. Философия стала попадать в зависимость от результатов
исследований этих различных наук, и ее задачей явились критическая оценка
значения этих исследований и использование их для понимания общей природы
вселенной - человека, природы и бога.
Эволюция философской мысли протекала более или менее одинаково как в Европе, так
и в Индии.
В настоящее время западноевропейская философия имеет следующие главные разделы:
а) метафизика, трактующая общие проблемы, относящиеся к реальному миру,-
проблемы человека, природы и бога;
б) эпистемология, или теория познания, исследующая природу и развитие
человеческого знания, а также возможности познания внешнего мира;
в) логика, изучающая законы достоверных умозаключений и другие
относящиеся к этому вопросы;
г) этика, исследующая такие проблемы, как нормы моральных суждений,
высшая цель человеческой жизни и другие подобные проблемы, и
д) эстетика, имеющая дело с проблемами красоты. Из других разделов
современной философии можно еще назвать аксиологию, которая занимается
проблемами духовных ценностей . Кроме того, к философии иногда относят и
социологию, нередко считая ее частью этики.
Важнейшим разделом философии долгое время считалась психология; однако теперь
существует тенденция рассматривать психологию как специальную науку, наравне с
физикой и химией, и отводить ей место, независимое от философии.
Хотя основные проблемы философии в сущности одинаковы и на Востоке и на Западе и
решение их в основном очень сходно, однако методы философского исследования в
некотором отношении отличны друг от друга; разнится также и история развития
философской мысли. Индийская философия рассматривает различные проблемы и
метафизики, и этики, и логики, и психологии, и теории познания, но она не
рассматривает их порознь. Любая проблема исследуется индийским философом со всех
сторон - с точки зрения метафизики, этики, логики, психологии и теории познания.
Эту тенденцию некоторые ученые называют синтетической точкой зрения индийской
философии.
Название: Природа индийской философии
Раздел: Индия
Дата: 2006-01-02
Просмотрено 5208 раз