Реклама
История философии >> Постклассическая философия
Воля к власти как познание. Учение об истине Ницше
"Познание, - пишет в указанной выше
связи Ницше, - работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно
растет соответственно росту власти". Стремление к расширению области познания и
само желание знать зависят от воли к власти, т.е. от способности той или иной
разновидности жизни контролировать и подчинять себе определенную часть
реальности. Цель познания, по Ницше, состоит не в стремлении постичь абсолютисте
истину из любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально
возможных пределов.
С помощью схематизации, подчинения многообразия впечатлений и переживаний более
или менее устойчивому порядку, разделения их на роды и виды, словом, с помощью
концептуализации опыта мы, согласно Ницше, решаем прежде всего практические
задачи: выжить и утвердить свое влияние. Изначальная реальность представляет
собой неупорядоченный поток становления, лишенный каких бы то ни было форм и
качеств. Именно люди набрасывают на него удобную им концептуальную схему,
превращая становление в бытие. Подобная деятельность "законна" в том смысле, что
она есть форма проявления воли к власти. Суть же науки как квинтэссенции
стремления людей к познанию определяется философом как "превращение природы в
понятия в целях господства над природой".
Итак, познание для Ницше - это процесс интерпретации, истолкования. Он основан
на витальной потребности контролировать поток становления. "Упущение
индивидуального и действительного дает нам понятие и форму, природа же не знает
ни понятий, ни форм, ни родов, но только одно недостижимое для нас и
неопределимое х". То есть речь идет скорее о приписывании интерпретации
реальности, нежели об извлечении этой интерпретации из нее: "Если кто-нибудь
прячет вещь за кустом, ищет ее там и находит, - то в этом искании и нахождении
нет ничего особенно достойного прославления". И хотя мы рассматриваем те или
иные положения дел в физическом или духовном мире как "тождественные" и считаем
их присущими обладающим постоянством природы "объектам" и "субъектам",
подчеркивает Ницше, это происходит не потому, что мы приблизились к "истине", а
потому, что это удобно для нас. Здесь имеет место подмена тезиса: от полезности
интерпретации мы умозаключаем к ее объективности.
Однако ни о какой объективности истины, согласно Ницше, речи не может быть. Это
"выдумка" учёных и философов. Вместе с тем они по-своему правы, настаивая на
том, что некоторые положения, идеи и концепции должны иметь преимущество перед
другими. "Истина, - отмечает Ницше, - есть тот род заблуждения, без которого
некоторый определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни
является последним основанием". Некоторые "фикции" подтвердили свою полезность
для рода человеческого и стали чем-то само собой разумеющимся, например, такие
как: "существуют постоянные вещи; существуют одинаковые веши: существуют вещи,
вещества, юла; вещь есть то, чем она кажется" и т.п. Сходным образом законы
логики, а также закон причинности пустили в человеческой природе такие глубокие
корни. что "не верить в них значило бы обречь род на гибель".
В свою очередь "фикции", которые оказались менее полезными или даже приносящими
вред, получили название "ошибок", "заблуждений". Те же, которые доказали свою
полезность для рода, постепенно вписались в структуру языка, вплелись в его
лексику. В этом факте, предупреждает Ницше, заключена известная опасность,
поскольку язык оказывается способным обольщать нас и создавать беспочвенную
уверенность в том, будто наш способ высказываться о мире действительно отражает
реальность: "Слова и понятия вводят нас постоянно в заблуждение... В словах
скрыта философская мифология, которая постоянно сказывается, как бы мы ни
старались быть осторожными".
Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем
являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные
перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою перспективу, которую
она стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы
науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только
познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной
истины. Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует
классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в
мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку
истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению
желаемого практического результата. Однако в целом позицию Ницше по вопросу об
истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи интересна его
самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти - это не истина в собственном
смысле слова, а "тоже лишь толкование".
Название: Воля к власти как познание. Учение об истине Ницше
Раздел: Постклассическая философия
Дата: 2006-01-03
Просмотрено 7521 раз