Реклама



Философы

Абеляр Пьер

Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный
представитель Средневековой философии периода ее
расцвета. Абеляр известен в истории философии не только
своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в
автобиографическом произведении "История моих
бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к
знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих
родственников. Получил образование в различных школах,
затем обосновался в Париже, где занимался
преподавательской деятельностью. Он приобрел славу
искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился
также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их
роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но
дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над
Абеляром по указанию дяди было совершено
надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в
монастырь. Отношения между Абеляром и его женой
известны из их переписки.

Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай
самого себя", "Диалог между философом, иудеем и
христианином", "Христианская теология" и др. Он был
широко образованным человеком, знакомым с
произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими
памятниками античной культуры.

Главная проблема в творчестве Абеляра -
соотношение веры и разума, эта проблема была основной и
для всей схоластической философии. Абеляр отдавал
предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому
вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр -
ревностный сторонник и адепт схоластической логики,
диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные
ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики.
По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере,
лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики.
Абеляр определял веру как "предположение" о вещах,
недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело
не с природными вещами, познаваемыми науками.
В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует
взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их
сочинений, и показывает противоречивость приводимых
высказываний. В результате этого анализа возникают
сомнения в некоторых догматах церкви, христианского
вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в
основных положениях христианства, а лишь призывал к
осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не
понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся
извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в
музыке.

Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том,
чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в
самостоятельности философов, в критическом отношении к
теологии.

Взгляды Абеляра осуждены церковью на
Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам
бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в
огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь
один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой-
лишь. проявления его могущества.)

В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои
взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить
крайне реалистические и крайне номиналистические
позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель
Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель
Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что
существуют лишь единичные вещи, общего вообще не
существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо,
наоборот, считал, что общее существует в вещах как
неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят
индивидуальное разнообразие в единую общую сущность.
Абеляр полагал, что человек в процессе своего
чувственного познания вырабатывает общие понятия,
которые выражаются в словах, имеющих тот или иной
смысл. Универсалии создаются человеком на основе
чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех
свойств вещи, которые общи для многих предметов. В
результате этого процесса абстрагирования происходит
образование универсалий, которые существуют лишь в уме
человека. Такая позиция, преодолевающая крайности
номинализма и реализма, впоследствии получила название
концептуализма. Абеляр выступал против схоластических
умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении
знания, существовавших в то время.

В произведении "Диалог между философом, иудеем и
христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он
доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно
истины, поэтому христианство не может считать, что она
единственно истинная религия. Только философия может
достичь истины; она направляется естественным законом,
который свободен от всевозможных священных авторитетов.
В следовании естественному закону и состоит нравственное
познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют
еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные
добавления к естественному закону, которому следуют все
люди, - совести.

Этические воззрения Абеляра изложены в двух
произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между
философом" иудеем и христианином". Они находятся в
тесной зависимости с его теологией. Основной принцип
этической концепции Абеляра - утверждение полной
моральной ответственности человека за свои поступки - как
добродетельные, так и греховные. Такое воззрение -
продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии,
подчеркивание субъективной роли человека в познании.
Деятельность человека определяется его намерениями. Сам
по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым.
Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой,
который совершен в противоречии с убеждениями человека.

В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр
полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не
совершали никаких греховных действий, так как эти
действия не находились в противоречии с их убеждениями.
Не были греховны и античные философы, хотя и не
являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в
соответствии со своими высокими моральными принципами.
Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной
миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех
Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был
примером высокой морали, которой должно следовать все
человечество. Абеляр полагал, что человечество
унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру,
божественная благодать нужна человеку не для
осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их
осуществление. Все это противоречило распространенным
тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским
собором (1140) как ересь.
 

Название:  Абеляр Пьер
Раздел:  Философы
Дата:  2006-01-04
Просмотрено 5645 раз