Реклама
Философы
Аврелий Августин
Аврелий Августин - бесспорно один из самых блистательных умов того недолгого
периода в истории европейской культуры, который можно назвать христианской
античностью. Примерными хронологическими границами этого полуторавекового
периода являются издание Миланского эдикта в 313 г. и падение Западной Римской
империи в 476 г. Миланский эдикт императора Константина Великого по существу
превратил христианство в государственную религию Римской империи, и с момента
его издания начинается ассимиляция христианства в мир европейской античной
культуры, в частности работа по осмыслению христианского мироощущения в
контексте классической античной философии. Одним из главных исполнителей этой
работы был Августин . Причисленный Церковью к лику святых с постоянным
присоединением к имени эпитета "блаженный" (как живший до разделения Церквей
Августин почитается и православными, и католиками, хотя католиками, конечно, в
большей степени), он по существу явился отцом всей западной средневековой
философии: помимо того, что он был для неё высшим авторитетом и примером для
подражания, можно сказать, что весьма значительную часть её содержания
составляют комментарии на его сочинения. Почти целое тысячелетие, до появления
таких соизмеримых с Августином по масштабам интеллекта фигур как Фома Аквинский
и Дунс Скот, Западная Европа жила его наследием, да и в позднем Средневековье
это наследие продолжало играть заметную, хотя, может быть, уже не доминирующую
роль.
Биография Августина известна достаточно хорошо благодаря одному из самых
знаменитых его сочинений, которое называется "Исповедь" и имеет
автобиографический характер. Кстати, это произведение послужило основой для
возникновения целого литературного жанра и многие "Исповеди" более поздних
авторов вплоть до Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого написаны в подражание ему.
Аврелий Августин родился в 354 г. в африканском городе Тагасте, в Нумидии,
недалеко от Карфагена. Отец его был обедневшим римским патрицием, относившимся к
христианству, скорее всего, с той смесью равнодушия и скептической
настороженности, которая была характерна для большинства его современников.
Крещение он принял лишь незадолго до смерти. Мать же Августина была ревностной
христианкой. Она также причислена к лику святых, и, вероятно, благодаря этому
история сохранила нам её имя: её звали Моникой.
Начальное образование Августин получил в Тагасте, а затем, с шестнадцатилетнего
возраста, продолжил его в Карфагене и Мадаваре, где обучался риторике. Первое
серьёзное влечение к философии он почувствовал в результате знакомства с
диалогом Цицерона "Гортензий". В Карфагене же он примкнул к дуалистической секте
манихеев и стал ревностным адептом их учения. По окончании обучения он некоторое
время живёт в родном Тагасте, но затем снова возвращается в Карфаген, где
основывает собственную школу риторики и преподаёт в ней в течение 10 лет. Здесь
у него возникают первые сомнения в истинности учения манихеев, особенно
усилившиеся после разочаровавшей его встречи с манихейским епископом Фавстом,
который славился своей учёностью и мудростью.
В возрасте около 30 лет Августин ненадолго переселяется в Рим, где тоже
преподаёт риторику, в основном, среди манихеев. Но в конце концов он полностью
отходит от учения манихеев и углубляется в философию скептицизма. В 384 г.
Августин был приглашён в Медиолан (нынешний Милан) с тем, чтобы возглавить там
придворную школу риторики. Желая порвать с манихейской средой, он радостно
принимает это приглашение. В Медиолане Августин сближается с христианским
епископом Амвросием, в дальнейшем также причисленным к лику святых; туда же к
нему приезжает его мать Моника (отец Августина к этому времени уже умер).
В 386 г. Августин обращается в христианство. Основным толчком к этому обращению,
по его собственному признанию, послужило знакомство с житием преподобного
Антония Великого, основателя христианского монашества, написанным святителем
Афанасием Александрийским. В ожидании крещения Августин удаляется на виллу
одного из своих друзей близ Медиолана, где пишет первые (из дошедших до нас)
свои сочинения: "Против академиков", "О жизни блаженной", "О порядке",
"Монологи". В 387 г. он принимает крещение и, намереваясь вернуться в Африку,
вместе с Моникой и друзьями отправляется в Остию - морскую гавань Рима. Но здесь
Моника умирает, и Августин задерживается в Риме ещё на год, в течение которого
он пишет ряд произведений антиманихейской направленности: "О бессмертии души",
"О нравах церкви кафолической и нравах манихеев", "О творении против манихеев".
В 388 г. Августин возвращается в Тагаст, где живёт вместе со своими друзьями
строгой аскетической жизнью и занимается интенсивной литературной деятельностью.
С 388 по 396 г. он создаёт около двадцати произведений различного содержания (не
считая писем), самые значительные из которых - "О количестве души", "О свободе
воли", "О двух душах против манихеев".
В 396 г. Августин избирается епископом африканского города Гиппона и пребывает
на этой должности до конца своей жизни. В первые годы епископства он пишет
наиболее фундаментальные сочинения богословского характера: изложение
христианской догматики "О Троице", толкование на книгу Бытия, "О граде Божием"
(самый большой по объёму трактат Августина , посвящённый богословскому
осмыслению истории и социологических проблем), а также "Исповедь". Последние три
десятилетия жизни Августина были посвящены, главным образом, укреплению
организационного и идейного единства христианской Церкви - борьбе с донатистским
расколом и ересью пелагиан. Умер Августин в 430 г. во время осады Гиппона
вандалами.
Духовный путь Августина - это путь преодоления сомнения. В его творческой
биографии довольно чётко выделяется два этапа, разделённые переходом в
христианство. Первый из них был периодом напряжённых исканий, философской
неудовлетворённости и сомнений. В этот период Августин преимущественно ставит
вопросы, причём больше всего его волнует собственное "я", своя собственная
судьба. Мысль его ориентирована, главным образом, на философию, работает
аналитически и рефлексивно. Литературным итогом этого периода, несомненно,
является "Исповедь". На втором этапе Августин успокаивается на обретённой истине
и переходит к широкомасштабному синтезу, который носит более теологический, чем
философский характер. На первый план в его сочинениях выходит историческая и
эсхатологическая судьба всего человечества. Этот период тоже имеет свой
литературный итог - сочинение "Поправки", написанное Августином за три года до
смерти, в котором он подвергает критическому пересмотру всё, созданное им ранее,
и вносит уточнения и исправления в те места, которые, по его мнению, могут быть
превратно истолкованы в разрез с установленным учением Церкви.
Между двумя основными этапами есть и сравнительно кратковременный переходный
период, падающий на последние десятилетия IV века. Все дошедшие до нас сочинения
Августина написаны после его обращения в христианство. И однако многие из них (особенно
ранние) носят ещё исследовательский и аналитический характер. Именно они и
позволяют нам видеть в Августине не только богослова, но также и философа,
основоположника того направления мысли, которое можно назвать христианской
философией и из которого много веков спустя непосредственно родится философия и
наука Нового Времени.
Философию Августина можно назвать христианским платонизмом. Рассматривая историю
античной философии (главным образом, в труде "О граде Божием"), он признаёт
платонизм величайшим её достижением. О Платоне и неоплатониках (Плотине,
Порфирии) он говорит как о "видевших" теологическую истину, но "не знавших пути
к ней". Платоновские идеи рассматривались им как "божественные замыслы" -
прообразы вещей, содержащиеся в уме Бога, а истинное бытие Плотина
отождествлялось с Самим Богом. По существу Августин сделал с философией Платона
то же, что почти тысячу лет спустя Фома Аквинский сделает с философией
Аристотеля: превратил её в фундамент христианской догматики.
Но что в наследии Августина привлекало наибольшее внимание философов в XX в. и
что вызывает сегодня наш специальный интерес, так это его рассуждения о времени.
В основном, эти рассуждения содержатся в "Исповеди", где составляют компактный и
довольно большой по объёму фрагмент (главы 10 - 30 книги XI), который может
рассматриваться как отдельный трактат по темпорологии и позволяет нам причислить
его автора к числу темпорологов, внесших существенный вклад в исследование
феномена времени. Б. Рассел, которого никак нельзя заподозрить в особой симпатии
к средневековой философии, считал, что данные рассуждения по содержательности
превышают всё, что писали по этому поводу античные мыслители. А другой
философ-неопозитивист, Л. Витгенштейн предпринял специальный лингвистический
анализ августиновских текстов, касающихся проблемы времени.
Сама работа Витгенштейна осталась для меня, к сожалению, недоступной. Как был
проведён упомянутый анализ и к каким результатам он привёл автора, я не знаю. Но
на интуитивном уровне восприятия рассматриваемый текст Августина производит
впечатление довольно-таки бессистемного и весьма трудного для какого-либо
анализа. Это не законченная стройная теория времени, а скорее собрание отдельных
высказываний, очень слабо связанных друг с другом логически. И однако каждое из
этих высказываний настолько глубоко и содержательно, что чуть ли не все основные
темпорологические концепции, бытующие в настоящее время, могут быть возведены к
тем или иным идеям Августина . Кстати, отмеченная теоретическая
неорганизованность, незавершённость взглядов Августина на время отчётливо
осознавалась и им самим: "Говоря всё это о времени, я ничего не утверждаю, а
только доискиваюсь истины и пытаюсь узнать её", - пишет он ("Исповедь", кн. XI,
гл. 17).
Начиная свои раздумья о времени, Августин отмечает несоответствие между
интуитивной очевидностью этого феномена и трудностью его теоретического
осмысления: ":Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю,
нисколько не затрудняясь; но коль скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь
совершенно в тупик" (там же, гл. 14). Здесь можно увидеть прообраз концепции И.
Канта, считавшего время основной, базовой интуицией нашего сознания, которая в
принципе не может быть определена через какие-либо другие понятия.
Далее в своих размышлениях Августин переходит к подробному анализу известного
парадокса, автором которого является, по-видимому, Аристотель. Время обычно
мыслится как совокупность настоящего, прошлого и будущего. Но будущего ещё нет,
прошлого уже нет, а настоящее представляет собой бесконечно краткое мгновение
между прошлым и будущим, не обладающее никакой длительностью. Обсуждая этот
парадокс, Августин приходит к психологической концепции времени. Он склоняется к
тому, что прошлое и будущее всё же существуют, но существуют они в сознании
людей, и выделяет три модуса сознания, соответствующие трём модусам
существования времени: ожидание (будущее), созерцание (настоящее) и воспоминание
(прошлое). Таким образом, Августин был, по-видимому, первым, кто обратил
внимание на фундаментальную связь времени с памятью. В самом деле,
представляется довольно-таки очевидным, что мы знаем о существовании времени
только потому, что обладаем памятью. Не будь у нас памяти, никакие представления
о времени были бы невозможны. Интересна в связи с этим интерпретация Августином
загадочной способности некоторых людей предвидеть будущее. Он рассматривает эту
способность как аналог памяти: все люди так или иначе помнят прошлое, но
встречаются иногда и такие, которые "помнят" будущее.
В других местах "Исповеди", а также в других своих сочинениях ("О книге Бытия,
буквально") Августин отходит от психологической концепции времени в пользу
объективистской реляционной концепции, близкой к той, которая впоследствии была
развита Г. В. Лейбницем. Объективное время, по Августину , есть отношение
порядка между вещами, выражающееся в их следовании друг за другом через момент
настоящего. Время, таким образом, не может существовать без вещей. На этом
основана августиновская апология традиционных христианских представлений о
сотворении мира: вопрос о том, что было до начала мира, оказывается
бессмысленным ввиду некорректности применения предлога "до" к понятию "начало
мира". Эти рассуждения Августина также звучат вполне актуально в свете проблемы
временнoй сингулярности, обсуждаемой в связи с теорией Большого взрыва.
Наконец следует отметить, что Августином была предвосхищена концепция С. В.
Мейена, трактовавшего время как изменчивость индивида. "Творения эти находятся в
постоянной видоизменяемости, так что изменяемость эта даёт себя чувствовать в
мире изменением времён (во множественном числе! - А. Г.), которые мы наблюдаем и
исчисляем; ибо от этой видоизменяемости, которой подлежит всё сотворённое,
происходят самые времена, когда вещи в своих видах и образах постоянно
изменяются и разнообразятся:", - пишет Августин ("Исповедь", кн. XII, гл. 8).
Из сказанного должно быть очевидно, что Аврелий Августин может по праву
считаться темпорологом и даже, вероятно, одним из основоположников темпорологии
как науки.
Название: Аврелий Августин
Раздел: Философы
Дата: 2006-01-04
Просмотрено 6752 раз