Реклама





Философия религии >> Есть ли Бог?

В чем запутался Гегель?

Предварительные замечания

Я, конечно, не собираюсь давать здесь исчерпывающую критику гегелевской доктрины - для такой критики пришлось бы написать в два-три раза больше, чем написал сам Гегель. Я лишь хочу показать некоторые основные ошибки в логических рассуждениях Гегеля. Выше я уже приводил соответствующие примеры и, в частности, писал о том, что так называемая "диалектика" Гегеля как игра понятий выполняется лишь за счет того, что понятия теряют определенность. Это, кстати, Гегелю ставят даже в заслугу. Например, Ленин:

"Понятия, обычно кажущиеся мертвыми, Гегель анализирует и показывает, что в них есть движение. Конечный? Значит, двигающийся к концу. Нечто? - значит, не то, что другое. Бытие вообще? - значит, такая неопределенность, что бытие равно небытию"

Насчет бытия, равного небытию, благодаря своей неопределенности, я еще напишу. А пока - о живости, о жизни, о "немертвости" гегелевских понятий. В нашем случае имеются в виду те понятия, которые называются категориями. Что же это такое - категории?

Существование предполагает комплект свойств, которыми обладает существующее, то есть бытие. Эти свойства существующего называются его атрибутами - атрибутами бытия. То есть это такие свойства, как, например, конечность и бесконечность, цельность и делимость и проч. Это не конкретные, а абстрактные, всеобщие свойства, связанные именно с существованием как его обязательные характеристики. Данные атрибуты, существующие объективно, мы всегда как-то называем: например, конечность - словом "конечность" и т.п. Вот эти названия, понятия атрибутов (последние, разумеется, имеются и без всяких своих названий, имеются сами по себе) - и есть категории. То бишь категории - это особые понятия.

Особые тем, что они, во-первых, описывают свойства, а не вещи (хотя тут мы обычно допускаем ряд ошибок, именуя категориями пространство, а не пространственность, время, а не временность и т.п. - это все та же персонификация свойств и превращение их в нечто, что ведет к заблуждениям, как это еще можно будет увидеть в своем месте: возможно, при анализе СТО, который я надеюсь дать в каком-нибудь другом номере журнала. (Никакого анализа СТО, то есть специальной теории относительности, А.Хоцеем нигде до сих пор так и не было дано. Что же касается журнала "Марксист", то он прекратил свое существование в конце 1990 г. - Сост.)) Во-вторых, категории - это те свойства, которые характерны для всего существующего, а не только для конкретных вещей - как все прочие свойства.

Так вот, это только все существующее движется, развивается и проч. А категории, понятия вообще - ничуть. Они лишь отражают этот процесс. В реальности Гегель анализировал вовсе не сами понятия, а именно их содержание. Лишь по этому-то содержанию и можно вообще обнаружить связь понятий, связь реального мира, которую они отражают. Сами же понятия как определенность - чисто отрицательны друг по отношению к другу. В том-то и состоит особенность понятий, что в отличие от реальности, которую они определяют, ни двигаться, ни развиваться понятия не могут. Понятия определенны, раз именно через них и идет определение. Ведь нельзя определять неопределенно. А определенность отрицает изменчивость как основу движения и развития. Понятия могут обогащаться содержанием, могут даже значительно менять его при расширении и уточнении нашего знания о мире, об объектах, которые определяются в данных понятиях.

При этом совершенствуются именно определения объекта или явления действительности. Но это совсем не то, что развитие одного понятия в другое понятие. Такое развитие просто невозможно. Все переходы от понятия к понятию у Гегеля идут не сами по себе - нет, они опосредствованы, по сути, действительностью. Но то, что Гегель этого не понимает и пытается как-то исходить из самих понятий - понятий вообще, - очень мешает ему ориентироваться и делать правильные умозаключения. У Гегеля в его теориях, к сожалению, преобладает спекулятивность, игра слов. Что, собственно, и не мудрено: ну как не прийти к неопределенности понятий, если отказаться от того, что стоит за ними? Движение отрицает определенность, устойчивость, ибо движение - это первый акт изменения. Для понятий же изменение противопоказано, ибо иначе ими просто нельзя будет пользоваться. Понятия основываются именно на устойчивом.

Таким образом, Гегель, с одной стороны, всеми силами сводит бога к понятию, к тождеству, а с другой стороны, постоянно отходит от этого - от того, что свойственно собственно понятиям как таковым - и постоянно обращается в своей логике к реальности, к тому, что стоит за понятиями. Но делает он все это без того, чтобы понять самому и объяснить читателю, что это не названия вещей переходят одно в другое, а просто само бытие развивается, меняя свои обличия и, соответственно, названия. Названия отражают фиксированные состояния бытия и составляющих его объектов, а также их свойства. Но Гегель, напротив, притягивает за уши свою "диалектику" к собственно понятиям, стараясь вытравить из них дух реальности, и добивается он этого только путем игнорирования самого смысла понятий. Изменчивость реальности Гегель трансформирует в "жизнь" понятий - отчего эти понятия и становятся неопределенными.

(Представление о неопределенности "быть" у Гегеля появилось, возможно, из анализа связок "есть", "быть", а также их роли в словесных конструкциях, то есть из чисто лингвистического их положения. Рассмотрим, к примеру, утверждение: "роза есть красная". Связку "есть" здесь можно опустить без всякого ущерба для смысла утверждения. Значит, в этой связке и нет реального содержания - ведь она не несет определения розы. Определение тут - "красная". Но вот у утверждения "роза есть" - имеется уже совсем другой и вполне определенный смысл.)

Бог как ничто

Простое признание бога бытием (а это, по сути, подход с точки зрения тождества) мало что дает. Вернее, дает массу затруднений. Мертвое (да еще и неопределенное) бытие надо оживить, но оживить так, чтобы оживление шло не извне, чтобы определенность возникала из самого "бога-бытия", из "неопределенности" по Гегелю.

"Совершенно верно, что нельзя остановиться лишь на одном бытии, но бессмысленно рассматривать остальное содержание нашего сознания как находящееся как бы наряду с бытием и вне его или как нечто лишь также существующее (то есть, во-первых, нельзя допустить ничего вне бога, а во-вторых, нельзя также допустить, чтобы вторая сущность бога была тем же бытием: это было бы все то же самое тождество. - А.Х.). Истинно, напротив, то, что бытие как таковое не есть нечто непосредственное и окончательное, а, наоборот, подлежа диалектике, оно переходит в свою противоположность, которая, взятая также непосредственно, есть ничто".

Ну, конечно. Ведь различие абсолютного тождества в свойстве "быть" есть лишь свойство (если тут вообще можно использовать это слово) "не-быть". Все остальное входит в слово "быть" и не может ему, этому слову, этому свойству, противостоять. А без противостояния чего-то чему-то, как уже неоднократно отмечалось, нет взаимодействия и движения, то есть нет и самого развития. Здесь может иметь место лишь пустое тождество, здесь может иметь место лишь бог как абсолютное - в том смысле, что это была бы абсолютная мертвечина и неопределенность. Так что с точки зрения формализма Гегель все делает правильно - он ищет в боге различие. Но на каком уровне?

На уровне дешевой подтасовки. Гегелю, действительно, совершенно нетрудно объявить бога как бытие - еще и небытием. Потому как гегелевское определение бытия таково, что совпадает с определением ничто. По существу, Гегель сразу установил тождество своего бытия с небытием по содержанию. Он и не вводил никакого бытия как такового, как отличного от небытия. И вот при таком тождестве содержания Гегель просто прицепляет к этому содержанию два названия, причем таких, которые диаметрально противоположны друг другу по реальному смыслу и содержанию. Сие есть вульгарнейшая ошибка. Одно и то же, получается, названо тут двумя разными терминами. И на этом основании Гегель полагает, что найдены две противоположности, составляющие понятие бога. Но вся эта глупость опирается просто на неверное определение бытия. На то, что слово "бытие" употребляется совершенно не в том смысле, который заключен в нем на самом деле.

Нет, я, конечно, вполне допускаю, что Гегель может пользоваться понятиями по своему усмотрению. И то, что все называют ничто, он запросто может называть бытием. Это его, Гегеля, право. Тут Гегеля вполне можно было бы понять, сделав соответствующие поправки на содержание его терминов. Но ведь Гегель сделал не просто это - он еще и смешал содержание двух терминов в одно. Точнее, для одного содержания он зачем-то ввел два названия. Естественно, противоположных по своему общепринятому смыслу. И такая вот глупость называется диалектикой. Я уже отмечал, что Гегель добивается развития понятий лишь за счет того, что уничтожает их определенное содержание. Это, кстати, является существеннейшим примером того, от какого гнилого, с точки зрения логики, начала идет вообще вся гегелевская Логика.

А.Хоцей "Есть ли бог?"

Название:  В чем запутался Гегель?
Раздел:  Есть ли Бог?
Дата:  2006-01-25
Просмотрено 5042 раз